Январь, 2013
На семинаре присутствовали директора общеобразовательных учреждений Анапы, Лабинска, Усть-Лабинска и других городов Краснодарского края.
Я выступала по теме "Основная образовательная программа начального общего образования лицея", как руководитель рабочей группы по её введению и соавтор при ее написании.
Ноябрь, 2012
Методический педагогический совет в лицее.
Тема педсовета "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС".
Виды универсальных
учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных
действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить
четыре блока: личностный, регулятивный (включающий
также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить
три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование,
т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её
мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к
деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое
значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая
ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из
социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают
обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование –
определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме
сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция –
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки
этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка –
выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно
усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия
включают: общеучебные,
логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные
универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе
решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе
инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий
составляют знаково- символические
действия:
•
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где
выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или
знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Логические
универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление
цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка
и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов – инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнёра – контроль, коррекция,
оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
С презентациями к выступлениям можно ознакомиться на сайте МБОУ лицея № 64, пройдя по ссылке
Комментариев нет:
Отправить комментарий